Версия для печати

Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад

Главы

1
2

Святого отца нашего Евсевия, епископа Александрийского, слово о приходе Иоанна Предтечи в ад.

Предисловие

Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе) – цикл переводных и оригинальных памятников разных жанров (гомилии, памяти, сказания о чудесах), связанных с почитанием Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча, согласно евангельскому рассказу (см.: Мф., I; Лук., III и др.), предуготовлял еврейский народ к крещению, крестил многих и в числе их самого Иисуса Христа, почтив его и провозгласив сыном божьим. За обличение связи тетрарха Иудеи Ирода Антипы с женой его брата – Иродиадой Иоанн был заточен. Дочь Иродиады угодила Ироду своей пляской и попросила в награду голову Иоанна. Тот был обезглавлен. С церковными праздниками в память зачатия, рождения, усекновения главы и обретения главы Иоанна связано множество широко распространенных в древнерусской книжности памятников: а) гомилии на зачатие Иоанна (см. ВМЧ под 23 сентября): Слово на зачатие Иоанна Предтечи (нач.: «Понеже убо преблагий бог и человеколюбец...»); Слово похвальное на зачатие Иоанна Предтечи (нач.: «Любовницы, доброгоден день, строин праздник, соборная радость...); б) гомилии на рождество Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 24 июня): Поучение на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Подобно есть, братие, со испытанием всяку правду творяще...»); Поучение на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «В праздники святых и соборех божественных...»); Слово на рождество Иоанна Предтечи, написанное Григорием Цамблаком (нач.: «Креститель нам днесь раждается...»); Григория папы римского слово на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «В одно время слышав Иоанн во узилищи дела Христова...»); Похвальное слово на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Присно текыи источник божества...»); Слово Афанасия Александрийского на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Ниву убо насохшую и зверем в попрание быти оставленную...»); Слово похвальное святому славному пророку и Предтече (нач.: «Начало мирскыа радости, яже и Захарии...»); слова Иоанна Златоуста на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Солнцу сему хотящу видимому изити...» и «Благовременен день праздника...»); Слово похвальное на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Славию некоему велегласну подобяся...»); в) гомилии на усекновение главы Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 29 августа): слова Иоанна Златоуста на усекновение главы (нач.: «Паки Иродия бесится, паки метется, паки пляшет...» и «Якоже се муж етер любяи пустыню...»); Слово Григория Цамблака на усекновение главы Иоанна Предтечи (нач.: «Паки Иудея жадает пророческыа крове...»); Поучение на усекновение главы (нач.: «Лют убо, братие, воистину блудный грех...»); «Житие и усекновение честнаго пророка... списано от ученика его Иоанна, сиречь Марка» (нач.: «Исполнившимся летом пять тысящ и пятии стом...»); Слово на усекновение Иоанна Предтечи (нач.: «Родившуся Иисусу в Вифлиоме...»); г) памятники, связанные с празднованием обретения главы Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 24 февраля и 25 мая): память (?) Иоанна Предтечи (нач.: «Явися требогатый вселенский апостол...»); «Сказание, како обретена бысть честная и всехвалная глава Иоанна Предтечи» (нач.: «Инока два от востока устремишася...»); Слово на обретение главы Иоанна Предтечи (нач.: «Праведный аще постигнет скончатися...»); Слово похвальное Федора Студийского на обретение главы Иоанна Предтечи (нач.: «Третие явление Предтечевы памяти...»); Похвала обретению главы (нач.: «Бысть во дни Ирода царя глас...»). Памяти и слова на зачатие, рождество, усекновение главы и на обретение главы и руки Иоанна Предтечи входят в Пролог под 23 сентября, 24 июня, 29 августа, 24 февраля, 25 мая и 7 января. Помимо перечисленных выше памятников назовем также «Слово Евсевия (в разных рукописях оно приписывается то Евсевию Александрийскому, то Евсевию Самосатскому) о сошествии Иоанна Предтечи в ад» (нач.: «Возлюбленно, добро есть нам нарещи, каково благовещение Иоанна Предтечи...»), читающиеся в ВМЧ под 5 сентября «Слово похвальное Климента Охридского на память пророка Захарии и о рождении Иоанна Крестителя» (нач.: «Свет восия праведнику и правым сердцем веселие...») и «Слово о рождестве Иоанна Предтечи и о умертвии отца его Захарии» (нач.: «В лето четверодесятное Ироду царствующу, взискание сотвори...»), «Похвальное слово Иоанну Крестителю Климента Охридского» (нач.: «Приде Исус от Галилея на Иордан к Иоану крестити ся от него...»), а также Похвалу обретению главе Иоанна Крестителя («Бысть в дни Ирода царя глас к Иоанну...») и Поучение (Похвалу) в неделю по рожестве Иоанна Предтечи (нач.: «Братье, присно жадая спасения господь бог нашь...») – последние два памятника, как и ряд из вышеназванных, уверенно или предположительно атрибутируются Клименту Охридскому. Небольшая статья (источник ее пока не установлен) – «Сии Антипа Ирод поя Иродьяду... главу Предтечеву усекнути» входит в состав Хронографа по великому изложению и через его посредство в Летописец Еллинский и Римский второй редакции и Палею Хронографическую (см.: Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 246, 291). Три фрагмента из памятника «Житие и усекновение... Крестителя Иоанна» вошли в состав 111 главы Русского хронографа редакции 1512 г., где образуют статьи: «О крещении господни и о Иоанне Предтечи от житиа его», «Сие от житиа Предтечева» и «От жития Предтечева». Читающиеся в той же главе статьи «От списания Иосипа Евреина» и «Разрешает сон господень Предотеча Иоанн Ироду Филиппу», также повествующие об Иоанне, не имеют отношения к рассматриваемому циклу, а являются выдержками из славянского перевода «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия (ср.: Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.; Л., 1958, с. 250–251 и 257). Из старших славянских сборников, содержащих слова и поучения об Иоанне Предтече, упомянем так называемый Златоуст Ягича (ГПБ, Q.п.1.56), где на л. 66–72 читаются: «Слово святаго Иоанна Златоустаго. Похвала Иоанну Крестителю» (нач.: «Прииде Иисус от Галилеи на Иордан...»), «Слово святаго Иоанна Златоустаго на усекновение Иоанна Крестителя» (нач.: «Пакы Иродья бесится, паки метется, паки мутится...»), «Слово святаго Иоанна Златоуста на усекновение главы Иоанна Крестителя» (нач.: «Яко се муж един любяи пустыню на месте лесне...»), «Слово святаго Иоанна Златоустаго на обретение главы Иоанна Предтечи» (нач.: «Бысть в дни Ирода царе усекновение святаго Иоана...»), «Слово святаго Иоана Златоустаго на рождьство святаго Иоана Крестителя» (нач.: «Елисавефи же рече еуангелист...»), а на л. 245–249 об. – «Слово святаго Иоанна Златоустаго на рождьство крестителя Иоажа» (нач.: «Понеже убо преблагы бог и человеколюбець не презре рода человечьскаго»). Слово Евсевия Александрийского о сошествии Иоанна Предтечи в ад читается в сборнике XII–XIII вв. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 12 и в сборнике № 11 того же собрания, относящегося к XIV в., а также в Успенском сборнике XII–XIII вв. – ГИМ, Синод. собр., № 1063/4. Слово Климента Охридского на рождество Иоанна Предтечи входит в состав сборника XII в. (ГПБ, F.n.I, 46). На русской почве слагались сказания о чудесах от церкви Иоанна Предтечи. Они изданы в ПЛ (вып. 1, с. 251–252) и А. И. Никольским (Никольский А. И. Сказания о двух новгородских чудесах из Жития святого Иоанна Предтечи и крестителя господня. – ИОРЯС за 1907 г., т. 12, кн. 3, 1908, с. 98–116).

Изд.: Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 41–43, 204–214; Антоний. Памятники древнеболгарской проповеднической письменности. – ПС, 1881, декабрь, с. 350–358; Ундольский В. М. Климент, епископ словенский. М., 1895, с. 23–33; ВМЧ, сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868, стб. 271–281; сентябрь, дни 14–24. СПб., 1869, стб. 1356–1370. Успенский сборник XII–XIII вв. / Изд. подг. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971, с. 358–368; Климент Охридски. Събр. съч. София, 1970, т. 1, с. 158–185, 378–396; 1977, т. 2, с. 35–51, 259–268, 370–415, 807–813. Лит.: Попов.

Библиографические материалы, № 7, с. 311–316; Петухов Е. В. Болгарские литературные деятели древнейшей поры на русской почве. – ЖМНП, 1893, апрель, с. 296–322.

О. В. Творогов

Исходный материал

Поделиться:
Апокрифы
Сатанинская литература
×
Соглашаюсь с комментариями к данной книге
×
Спасибо, ваше согласие отправлено
×
Верите ли вы, признаете и исповедуете Иисуса Христа
пришедшего в человеческом теле (плоти)?
верю, признаю и исповедую     
Выберете один или несколько стихов которые хотите прокомментировать, потом прокрутите страницу вниз к форме комментария ×
slovo-o-soshestvii-ioanna-krestitelya-vo-ad