5
Версия для печати

История Иоханнана апостола, сына Зеведеева, Глава 5

Главы

1
2
3
4
5
1
В этот миг вспыхнул огонь над елеем, и ангелы крылья свои распростерли над водой.
2
И возопила вся община, мужчины, и женщины, и дети: «Свят, свят, свят Господь Всемогущий, что наполняет небо и землю славою Своею».
3
И тотчас вознеслось видение к небу.
4
Жрецы же упали на лица свои, плача.
5
И приблизился святой Иоханнан и поднял их, и ответили они, и сказали они: «Веруем мы во имя Отца, и Сына, и Духа Святого.
6
И больше ничего другого не знаем мы».
7
И приблизился Иоханнан, и отмыл их сажу, и помазал их елеем, и крестил их во имя Отца, и Сына, и Духа Святого для оставления долгов и прощения грехов.
8
И сказал святой Иоханнан эпарху: «Прикажи, чтобы они пошли и принесли хлеба пресного и прекрасного вина * [* Наш текст отражает практику древнего христианства, когда важнейшие таинства — Крещение и брак — совершались во время евхаристического собрания церкви, и евхаристия была их завершением], пока крестится толпа вся».
9
И они пошли, приобрели и приготовили все.
10
И когда крестилась вся толпа, сказали жрецы: «Братья наши, господа наши и сыновья наши, ныне распятие Господа нашего Иисуса Христа несем мы.
11
Почему стоят над вратами нашими образы дочери сатанинской?
12
Пойдем спустим их, и сожжем их, и поместим над вратами распятие Господа нашего Иисуса Христа».
13
Толпа же вся закричала: «Где должно нам соорудить церковь?»
14
Святой же Иоханнан (сказал): «Рад и счастлив я».
15
И сказал эпарху: «Смотри, господин мой, как прекрасно у тебя!» И выбрали они место одно прекрасное, и установили крест, и на вратах по всему городу — кресты * [* Интересная параллель есть в Гомилии сирийского писателя Иакова Серугского об отроках эфесских. Один из юношей, которого Бог погрузил в чудесный сон спасая от преследования императора Декия, выйдя через триста семьдесят два года в родной город Эфес, приходит в смятение, увидев кресты на всех воротах].
16
И молился Иоханнан, и принес жертву, и причастил их телу и крови Христовой.
17
И туда собирались они каждое воскресенье, и вместе преломляли хлеб, и причащались телу и крови Господа нашего Иисуса Христа, Жизнедавца.
18
После же этого, когда возросло благовествование руками апостольскими, услышал Нерон * [* Согласно сообщению Евсевия Кесарийсого (Hist. eccl. 111.18), Иоанн был сослан на остров Патмос при императоре Домициане (81—96). Он добавляет, используя сведения Иринея и Климента Александрийского, что апостол дожил до времени Траяна (98—117) (Hist. eccl. III. 23). Тот факт, что время ссылки Иоанна относится к царствованию Нерона, заставляет думать, что сирийский автор стремился хронологически обосновать весь последующий рассказ о путешествии к Иоанну в Эфес апостолов Петра и Павла и о написании евангелия в присутствии этих апостолов. Апостолы Петр и Павел погибли мученической смертью в Риме при Нероне (54—68)], император беззаконный, нечистый, и скверный, и злой, и отвратительный, все, что случилось в Эфесе.
19
И он послал взять все, что было у эпарха, и схватить его.
20
И схватили святого Иоханнана, и отправили его в изгнание, и угрожало городу, что он будет опустошен.
21
И через три дня собрались люди верующие города, и держали совет друг с другом, и сказали: «Соберемся в церкви и посмотрим, что будет воля каждого дать, и возьмем выкуп, и дадим этому начальнику нечестивому, и отдаст его нам, того, кто повернул нас от греха к Господу нашему».
22
Когда же они посовещались так, собрали золота триста литр * [* Сирийское заимствование из греч. ?????. Мера веса, римский фунт, равный 12 унциям].
23
И они выбрали десять человек, и те сошли на корабль, чтобы отправиться к Нерону, императору нечестивому, и дать выкуп, и вернуть святого.
24
Когда же они пришли и поднялись в Рим в полночь, спал же Нерон нечистый.
25
И послал Господь на него Ангела, и он явился ему в пламени, неся меч, и разбудил его.
26
И когда он открыл глаза свои и взглянул на него, то закричал и сказал: «Прошу я тебя, что мне и тебе?»
27
Говорит ему Ангел: «Верни человека, которого забрал из Эфеса и отправил в ссылку, и если же — нет, сей меч в сердце твое нечистое войдет до того, как поднимется солнце».
28
И дохнул Ангел и лишил его речи.
29
Он же завыл, как собака.
30
И вошли рабы его, когда услышали плач его, и сказали ему: «Что с тобою, господин император?» И он дал знак, и они принесли ему чернила и харту.
31
И он написал так: «Тотчас, если возможно сегодня, Иоханнан, сын Зеведеев, галилеянин, которого я забрал из Эфеса, туда пусть отправится».
32
И он написал также и послал в Эфес срочно, дабы всякий, кто заключен, вышел и как он хочет поступал.
33
И пришли моряки и люди вооруженные, и взяли письма собственноручные императорские, и сошли на корабль.
34
И они отправились и нашли Иоханнана в полдень, коленопреклоненного и молящегося.
35
Они говорят ему: «Император приказал, чтобы мы сопроводили тебя туда, где ты был».
36
И они взяли его, и сошли на корабль, и следовали морем спокойно.
37
И доставили его до врат Эфеса, и вернулись в Рим.
38
Люди же те, что принесли выкуп, когда услышали, что вернулся святой Иоханнан в Эфес, сказали: «Поклоняемся мы Тебе — Отец, и Сын, и Дух Святой, который сотворил волю почитающих Тебя».
39
И они сели на корабль, и взяли те триста литр (золота), и отправились.
40
И когда вошли в Эфес, показали золото и поведали все, что случилось.
41
И была радость во всем городе.
42
И они посоветовались друг с другом и положили золото в доме одном.
43
И они наняли ремесленников, и они построили на него (на золото) два храма для поклонения Господу нашему Иисусу Христу.
44
Святой же Иоханнан поднялся и сел в хижине.
45
И собрались к нему все свободные из пределов Азии.
46
И он учил и благовествовал о Господе нашем Иисусе Христе.
47
И слово «Нерон» господствовало в месте его, и не отваживался он вновь приказывать относительно пределов Азии что-либо.
48
Был же сей нечистый тем, кто убил Павла и Петра.
49
Он же, святой Иоханнан-евангелист, после этого вернулся с острова Патмос и пришел в Эфес.
50
И умер тиран, и он (Иоханнан) был там некоторое время.
51
И они пришли к нему и просили его, чтобы он пошел вместе с ними в места другие из Эфеса.
52
Он же пошел, обходя пределы Азии.
53
Есть место, куда он приходил, дабы утвердиться в нем, как просили.
54
Было же, что были построены церкви, и было, что рукополагал он по одному из чинов церковных тех, о которых Дух Святой давал знать ему * [* Этот отрывок есть только в Парижской рукописи].
55
Еще же после длительного времени, когда услышали апостолы святые все, что было во всей области эфесской, они изумились и сказали: «Сие событие невелико для Господа нашего Иисуса Христа, для нас же оно удивительно».
56
Павел же спросил и осведомился у апостолов, (как) услышать историю святого Иоханнана.
57
И каждый день, и каждый час молился перед Богом, дабы удостоиться и также увидеть его.
58
Когда же спустилось благовествование в мир, была воля Духа Святого, и подвигнулся Матфей и написал Евангелие, и после него Марк, и после него Лука.
59
И написали они святому Иоханнану, дабы написал также (и) он.
60
И дали знать ему о Павле, который вошел в число апостолов.
61
Он же, святой, не пожелал писать, говоря: «Не было бы говорящих «юн он», если Сатана бросит смуту в мир».
62
И не написал в этот раз.
63
И после же этого он, святой Иоханнан, пришел в город один, который был недалеко от Эфеса, — есть же некоторые (люди), что называют имя города, — и он оказал помощь им, братьям, во всем и вместе с ними всем.
64
Увидел же он юношу некоего, который был силен телом своим, и прекрасен видом своим, и пылок душою своею.
65
И одному из епископов, которого поставил там, сказал ему: «Это тебе вверяю я его с заботой усердной в знак церкви и Христа, которые будут (о нем) свидетельствовать».
66
Он же (епископ) взял (юношу) и пообещал многое.
67
Еще раз засвидетельствовал он о нем, о юноше том, и после этого ушел в Эфес.
68
Он же, епископ, руководил им, юношей этим, порученным ему, и опекал его, и воспитывал его, и поддерживал его, и заботился о нем, и после этого крестил его.
69
И после этого он отошел от него, от заботы большой и от охранения, поскольку охрана совершенная была поставлена к нему печатью Господней.
70
Когда же юноша тот, получив свободу, оказался на воле, пристали к нему товарищи, одногодки его, пустые же и распущенные, отмеченные делами зла.
71
Сперва они взяли его на пиршество обильное.
72
И после этого также ночью вышли и ограбили.
73
И они взяли его с собой.
74
Далее же они убедили его делать вместе с ними также большее, чем это.
75
Он же мало-помалу научился и в силу породы бросился (вперед).
76
И как лошадь не смиряет пасти своей и закусывает удила свои в пути ровном, так быстро самого себя в яму низверг.
77
Когда же он отсек надежду спасения божественного полностью, не стало ничего малого, что бы он не захотел сделать.
78
Но то, что хуже всего, не однажды делал он.
79
И после того, как он уверился, что стал как товарищи его, взял их тогда, их, тех самых, и создал банду разбойников злых, и быстро главарем разбойников стал.
80
И творил жестокости и убийство злое и нечистое.
81
И после (того) времени, какое было в промежутке, призвала необходимость, и пришел Иоханнан в тот город.
82
И когда окончил дело то, из-за которого пришел, сказал епископу тому, который там: «Верни нам залог тот, который я и Христос вверили тебе в знак свидетельства церкви сей, над которой ты стоишь».
83
Он же сперва удивился и подумал про себя, что в серебре, которого он не брал, он ложно уличен.
84
И не мог убедить в том, чего не было с ним, но также не мог усомниться в Иоханнане.
85
Когда же сказал ему он, Иоханнан: «Юношу того требую я, о душе его братской спрашиваю у тебя», вздохнул горько тот епископ, плача, и сказал: «Он умер».
86
Он же, святой Иоханнан, сказал: «Как умер?
87
И какой смертью?»
88
Он же, епископ, сказал: «Для Бога умер.
89
Ибо поступил зло, осквернившись, и недавно главарем разбойников стал.
90
И теперь вместо церкви святой на горе обитает вместе с другими, ему подобными».
91
Он же, святой, разодрал одежды свои, и со стенанием громким стал бить по лицу своему, и сказал: «Хорош страж, который оставил душу его, того юноши.
92
Приведите мне быстрее коня и человека, который укажет мне дорогу».
93
Выехал так из церкви и отправился.
94
И когда достиг места того, был схвачен стражей разбойничьей.
95
Он же, святой, не побежал бегом, никак не стал упрашивать, но воскликнул и сказал: «Для того-то я и пришел, отведите меня к главному вашему».
96
Тот же юноша стал, вооружившись, ожидать.
97
Когда же тот приблизился и он узнал Иоханнана, устыдился и пустился бежать.
98
Он же, святой Иоханнан, устремился за ним изо (всех) сил, забыв про старость свою.
99
И закричал ему и сказал: «Что бежишь ты, сын мой, от отца твоего старого и безоружного?
100
Сжалься надо мною, не бойся.
101
Ведь есть у тебя еще надежда жизни!
102
Я дам ответ за тебя Христу.
103
О, о!
104
И разве не умру я за тебя?
105
Да тому радуюсь я, скверный я, что, так же как Господь наш вместо нас умер, так же и я, вместо тебя душу мою отдам я.
106
Постой и успокойся, сын мой, и поверь мне.
107
Христос послал меня к тебе».
108
Он же сперва, когда услышал, остановился и посмотрел назад, и после этого отбросил оружие свое от себя и, потрясенный, заплакал громко.
109
Когда же приблизился апостол и обнял его, оправдался юноша тот, как смог, плачем сильным.
110
И вторично слезами себя самого окрестил.
111
Десница же его только сокрыта была.
112
Он же, апостол, поручился ему в этом и поклялся: «Прощения просил я за тебя у Спасителя нашего, и помилован ты».
113
И он привлек ее, десницу ту, к лику своему и поцеловал ее — как руку, которая очистилась чрез благодать.
114
И он взял его и привел к церкви святой.
115
И молитвами усердными он просил за него, и в посте постоянном трудился вместе с ним, и слова прекрасные всякого рода сеял в разум его.
116
И до того, как не передал его церкви, не отошел.
117
И он преподал образец истинной благодати в этом, и знание великое возрождения, и победу воскресения, которая явлена в тех, кто с Духом, и обетования истинные, что хранятся для тех, кто совершает благое, и мир в благодати Его и в милосердии Его, Господа нашего Иисуса Христа, которому слава во веки веков.
118
Аминь!
119
* [* Рассказ о разбойнике есть только в Парижской рукописи и представляет собой заимствование из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. III. 23), причем сопоставление текстов показывает, что выборка сделана по тексту сирийского перевода «Церковной истории»].
120
Когда же обошли апостолы пределы, и насадили крест, и охватили пастбищем четыре стороны тварного (мира), затем встал Симон Кифа и взял с собою Павла, и они пошли в Эфес к Иоханнану.
121
И они радовались радостью великою и проповедовали о Господе нашем Иисусе беспрепятственно.
122
И они поднялись к святому Иоханнану и нашли его молящимся, и приветствовали друг друга и радовались радостью великой.
123
И они рассказали друг другу все, что совершил Господь наш Иисус, и еще поставили священниками людей верующих.
124
Вошли же в Эфес Павел и Петр во второй (день) недели * [* Т. е. в понедельник].
125
И пять дней убеждали его, радуясь, чтобы он также написал Евангелие свое, и не хотел он, говоря им: «Когда будет воля Духа Святого, напишу я».
126
В первый же (день) недели * [* Т. е. в воскресенье], ночью, в час тот, когда восстал Господь наш из гробницы, апостолы дремали и спали.
127
В сей, в этот час славный воскресения сошел Дух Святой, и осветилось все место то, в котором они пребывали.
128
И люди те, которые пробудились, разбудили товарищей своих, и изумились они.
129
И взял Иоханнан хартию и написал Евангелие свое в един час.
130
И он отдал его Петру и Павлу.
131
И когда взошло солнце, сошел он в дом молитвы, и читали его перед всем городом.
132
И они молились и причастились телу и крови Господа нашего Иисуса Христа.
133
И они пошли в Иерусалим к Иакову, брату Господню * [* Иаков, брат Господень, назван братом Иисуса Христа вместе с Иосией, Симоном и Иудой (Мф.13:55). После воскресения Иисус Христос явился ему (1 Кор.15:7). По преданию, он был первым христианским епископом иерусалимской церкви. О его мученической смерти сообщает Иосиф Флавий (Jos. Ant. XX. 9)], и оттуда пошли в Антиохию * [* Упоминание об Антиохии выдает в авторе текста сирийца. Первый исторически засвидетельствованный епископ Эдессы Палут получил рукоположение от Серапиона Антиохийского. (См. текст сирийского памятника конца IV — начала V в. «Учение Аддая апостола».)].
134
Сидел же тот святой Иоханнан в хижине летом и зимой до того, как стало ему сто двадцать лет.
135
И там похоронил и упокоил Господь его в том месте, как похоронен был Моисей на горе Нево * [* Моисей умер в возрасте 120 лет (Втор.34:7), однако он не был погребен на горе Нево (Втор.34:6 — «и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня»). На горе Нево Моисей обозревал «обетованную землю», которую показал ему Господь. Христианская традиция дает название Джебель Нева горе, которая расположена немногим более 12 км к западу от северной оконечности Мертвого моря].
136
Всякий же, кто верует и тверд в знамениях, которые совершил Господь наш руками апостолов, да найдет милость в День Суда.
137
Духу же Святому, тому, что в Отце и в Сыне, все легко ему.
138
Чада же церкви, без разделения, воздадут славу, не замещая, Отцу, и Сыну, и Духу Святому во веки веков.
139
Закончилась история Иоханнана, сына Зеведеева, который учил и окрестил Эфес.

Добавить сообщение

Поделиться:
Апокрифы
Сатанинская литература
×
Соглашаюсь с комментариями к данной книге
×
Спасибо, ваше согласие отправлено
×
Верите ли вы, признаете и исповедуете Иисуса Христа
пришедшего в человеческом теле (плоти)?
верю, признаю и исповедую     
Выберете один или несколько стихов которые хотите прокомментировать, потом прокрутите страницу вниз к форме комментария ×
istoriya-iohannana-apostola-syna-zevedeeva/5