2
Версия для печати

История Иоханнана апостола, сына Зеведеева, Глава 2

Главы

1
2
3
4
5
1
И когда кончил Он разговаривать с ним, встал Иоханнан и последовал по дороге уверенно, возрадовавшись радостью Духа Святого.
2
Облачен же он был подобием одежды палестинской и шел босиком.
3
И он пропутешествовал (с тех пор), когда вышел, и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем Иисусе Христе сорок восемь дней.
4
И бывало, что говорили: «Сумасшедший он, ибо пришел из страны далекой он и не знает богов могущественных.
5
Но, раз пришел, научится, затем полюбит их и будет служить им».
6
Люди же многие из Азии с любовью слушали его, и уверовали, и утверждались проповедью его.
7
И он крестил из них в дни те две сотни душ, и привел их на путь истины.
8
Затем святой Иоханнан вышел и пошел, дабы прийти к граду идольскому.
9
Трапеза же его была от девяти до девяти часов — один раз, когда кончал молитву свою,— это же хлеб и овощи с вареной чечевицей, что покупал себе от города к городу.
10
Когда съедал, запивал также лишь водой.
11
И он удалялся, дабы не общаться с язычниками.
12
Он же — святой девственник Иоханнан, что мы можем найти в записях, написанных на хартиях архива Нерона, императора нечестивого.
13
Пришел же сей Иоханнан святой и достиг Эфеса-града.
14
И поднял глаза свои, и увидел, и вот дым поднимается из средины града Эфеса, ибо был праздник язычников богохульных и они поклонялись демонам.
15
И встал он еще, и удивился, говоря: «Что за огнь сей, который вот застит солнце так, что оно не светит на строения градские?» И, охваченный ужасом, он пришел и достиг врат южных.
16
И поднял глаза свои, и увидел, и вот образ Артемиды * [* Артемида (Диана) — в классической мифологии богиня Луны и охоты. Она была девственницей и изображалась с полумесяцем на голове и с луком в руке. Артемида Эфесская приобрела черты семитской Астарты — богини любви и плодородия. Обнаруженные археологами статуи изображают ее многогрудой, что олицетворяло плодовитость. В тексте нашей «Истории» неоднократно отмечается, что Иоханнан был девственником, тем самым его конфликт с поклонниками Артемиды приобретает особую остроту. Храм Артемиды был расположен за городом, рядом с храмом находились пруды со священными рыбами. После того как в 356 г. до н. э. сгорел старый храм, подожженный Геростратом, был отстроен новый и роскошный, который стали считать одним из семи чудес света. В храме стояла статуя Артемиды, о которой говорили, что она упала с неба (Деян.19:35). История мастера Дионисия, который в своей мастерской изготовлял серебряные сувенирные модели храма, излагается в «Деяниях святых апостолов» (Деян.19:23-40)] идолицы стоит над вратами, и он нарисован красками, и лежит злато на устах ее, и обрамляет лик ее покрывало льняное, и горит пред нею лампада.
17
Святой же Иоханнан, когда, взглянув, увидел ее, рассмотрел, завоздыхал и заплакал о сем граде.
18
И поднялся, и отошел оттуда к вратам другим, и увидел еще и там этому подобное.
19
И он повернулся и увидел такое во всех вратах города.
20
Наконец же к воротам он приблизился восточным и сказал женщине некоей старой, которая стояла и поклонялась ей, он заговорил и сказал ей на языке страны: «Женщина, вижу я, что ты — женщина, достигшая годов, что за образ сей, которому поклоняешься ты?»
21
Она же ответила и сказала ему: «И не знаешь ты, сын мой, что видишь ты?
22
Это же —госпожа наша, и образ ее с неба снизошел.
23
И она питает всякую плоть».
24
Он же, юный телом, но возвышенный из всего венка братьев своих, святой и девственник, рассердился на глупость эту и сказал: «Мир тебе, старуха, ибо состарился разум твой в поклонениях нечисти.
25
Не разговаривай со мною, дочь Сатаны!»
26
Она же наклонилась, набрала в пригоршни свои прах и камешки и засыпала ему в глаза его.
27
И он оставил и пошел оттуда.
28
И, отойдя немного, встал на колени, и склонился, и молился Богу, и положил лицо свое меж колен своих от шести часов до девяти.
29
И проплакал, стеная и говоря: «Господь Бог, сильный и могущественный, долготерпеливый и многоблагодатный.
30
Ты Тот, кто от начала показывал долготерпение Твое столетия, призывая к покаянию род Ноя * [* Упоминание о Ное, последнем из десяти патриархов, «праведном» и «непорочном», с которым Бог заключил завет и которого с семейством спас от потопа (Быт.6—9), будет повторяться в проповеди Иоханнана. Образ Ноя популярен в новозаветной литературе, так, о нем упоминает Иисус Христос в проповеди о втором пришествии (Мф.24:37-39). См. также: Лк.17:26-27; 1 Пет.3:20; 2 Пет.2:5, где Ной назван «проповедником правды»; Евр.11:7], и не покаялись они, пока не наступил потоп и не затопил все поколение сие.
31
И Ты Тот, кто послал Сына Своего единственного возлюбленного, дабы спасся мир чрез Него * [* Ср. Ин.3:17 — «Ибо не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него»].
32
И Он пришел и сотворил добрые дела подобно Тебе, ибо от Тебя вышел.
33
И Ты Тот, который, когда поклонялся народ Израиля тельцу, нашел причину и сказал Моисею: «Спаси Меня от уничтожения народа сего, когда он не подчинился тебе» * [* В кн. Исход на прошение Моисея помиловать согрешивший народ Бог отвечает: «Итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх.32:10)].
34
Ибо, чтобы он был убежден Тобою, хотел Ты, поскольку многого хотел Ты от живых людей.
35
Также и Сын Твой возлюбленный, Иисус Христос, когда схватили Его иудеи, дабы убить Его, молясь, сказал: «Прости им, ибо не знают, что делают» * [* См.: Лк.23:34 — «Иисус же говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»; Диатес., гл. 52].
36
Сие же милосердие, которое изначально в Тебе, оно также в Сыне Твоем находится, ибо одно Вы.
37
Обрати, Господь мой, сердце сих заблудших, которые вот кричат и стенают пред демонами.
38
Приди Ты, и убей Ты злодея.
39
Да не поднимается вновь голова его в собрании города сего, да не слышится глас бормотания лживого их, демонов.
40
Ты, умерев однажды, воскресил нас вместе с Тобою.
41
Да исчезнет Сатана, которого вот образ Ты поверг и сбросил, что сооружен по подобию его пред бесами дьявольскими.
42
Пусть будут отвергнуты образы пагубные не только здесь, но в каждой стороне, которой достигнет проповедь наша.
43
Да, Господь мой, Ты научил нас, дабы бедно и униженно мы ходили по миру.
44
Услышь молитву раба Твоего Иоханнана, и войду в град сей, неся распятие Твое.
45
И укажи мне дорогу к стороне правой, и там, где понравится Тебе, там найду я успокоение и успокоюсь там.
46
(Но) не до тех пор, пока, Господь мой, крестится сей град и станет исповедовать имя Твое святое».
47
Закончив молитву свою, он вошел во врата Эфеса.
48
И он взглянул направо и увидел там баню одну, выстроенную для омовения тел, и повернул туда.
49
И вот некий человек, банщик, имя которого было Секунд.
50
И заговорил с ним он, святой Иоханнан, и сказал ему на языке страны: «Тебе говорю я, человече, как хочешь ты, чтобы работал с тобою странник?»
51
Он же, Секунд-банщик, сказал ему: «Сколько просишь ты у меня за день?»
52
Святой же Иоханнан сказал ему: «Что хочешь ты дать — дай».
53
И он установил ему сто шамун * [* Шамуна — сирийская мелкая монета, приблизительно равная 1 оболу или 1/6 греческой драхмы или римского динария. Если учесть, что в новозаветное время ежедневная плата поденщика и солдата составляла 1 динарий, то окажется, что владелец Секунд предложил Иоханнану весьма щедрое вознаграждение] в день, и принял его, и назначил его делать работу вместе с ним, которая состояла (в том), чтобы предоставлять места тем, кто парился в бане.
54
И он оставался у него сорок дней * [* Сорок дней — срок, который провел Моисей на горе Хорив, постясь, перед тем как ему были вручены скрижали Завета (Исх.24:18; Втор.9:9). Сорок дней шел пророк Илия до горы Хорив (1 Пар.19:8). Такой же период времени провел Иисус Христос в Иудейской пустыне после крещения, предаваясь посту и молитвам перед тем, как выступить с евангельской проповедью (Мф.4:1-2 и параллельные места)], получая вознаграждение свое день за днем.
55
И спросил Секунд-банщик, и сказал ему, святому: «Хотел бы я знать, что делаешь ты с вознаграждением своим?
56
Ведь вот за все дни ни сандалий, ни также хитона не купил ты себе.
57
Скажи мне, достаточно ли?
58
А то собери мне вознаграждение, и я, куплю я тебе то, что хочется тебе, ибо ты — человек чужой и нет родных у тебя в городе этом».
59
Он же, святой Иоханнан, сказал ему, Секунду-банщику: «Господин есть у меня, и он приказал мне и ученикам, товарищам моим, чтобы никто не имел злата, или сребра, или меди в суме, или двух одежд * [* См.: Мф.10:9-10 и параллельные места; Диатес., гл. 12].
60
И не могу я нарушить приказание его, господина моего, дабы не разгневался на меня».
61
Говорит ему Секунд: «И кто этот господин твой, и как имя его?
62
И почему не дал знать мне, и почему не пришел он и не подтвердил мне?
63
И если человек он жестокий, то выдаст меня, а также судьям вельможным бросит меня.
64
Ненавистное ибо дело и отвратительное пред законами —принимать какого-либо работника без (согласия) хозяина его».
65
Ответил же святой Иоханнан и сказал ему, Секунду-банщику: «Не бойся, сын свободных, Секунд.
66
Ибо не разгневается на тебя Господин мой, поскольку Он Тот, кто послал меня и направил меня к тебе».
67
Секунд же сказал: «А почему не сказал ты мне до (сего) дня, что раб ты и есть у тебя хозяин?»
68
Святой же Иоханнан сказал ему: «Господин мой, на небе — Он.
69
И все, что хочет, делает Он на земле, и в морях, и во всех глубинах.
70
И по знаку Его делается все — видимое и невидимое.
71
Он положил начало всей твари, и создал светила на тверди небесной, и затем сотворил Адама по образу своему.
72
И тогда пришел Сатана с завистью своей, он посоветовал Еве, и она послушала слова его.
73
И она совратила Адама, и он нарушил приказ Его.
74
И они ушли из рая, и стали изгнанниками, и трудились на земле, и распространились, и умножились, и наполнили землю.
75
И вернулся Сатана, и искусил, исполнил все человечество любовью (к) идолам, и научил их жертвовать идолам и поклоняться созданию рук своих.
76
И заставил их забыть Творца и почитать тех, кто не являются богами.
77
Он же, Господь благой, терпел их до того времени, когда (появился) Ной, любимец Его.
78
И Он сделал его себе вестником на сто лет, когда он соорудил себе ковчег, дабы они увидели, и раскаялись, и отвратились от зла дел своих.
79
И когда они пренебрегли Творцом, поднялся гнев Его, и послал Он воды потопа, и смел всех их.
80
И после того, как покинули воды потопа землю, установился мир, от Ноя также произошли поколения все, и основался снова мир по воле Творца всего.
81
И склонились умы человеческие (к тому), чтобы творить беззаконие и безбожие.
82
И отошли вы от Бога живого, (но) обнаружили любовь Того, кто Создатель людей.
83
И Он сжалился над всей низостью рода этого нашего слабого и послал пророков, дабы они проповедовали истину Его, и не захотели они слушать их.
84
И бывало, убивали его, и бывало, что побивали камнями его.
85
Во время же сие было (и) другое.
86
Одного Сына единственного, своего возлюбленного, Того, который был у Него, когда был Он, Он послал Его, и Он вошел сквозь ухо дщери человеческой и жил в ней девять месяцев, не покинутый Отцом своим.
87
И наполнились от Него высота и глубина, и управлялись от Него волей Отца Его.
88
И когда исполнилось девять месяцев, вышло из дщери человеческой то Слово, что стало плотью, и не нарушилось девство ее навечно.
89
И возрос Он телесно среди людей, и находился среди людей как человек, Он — Слово Божие, чуждое греху.
90
И Он поднялся до положения полного тридцати лет * [* См.: Лк.3:23; Диатес., гл. 4] и избрал себе апостолов * [* См.: Мф.10:1-4 и параллельные места; Диатес., гл. 8].
91
И они оставались с Ним, когда Он ходил в пустыне.
92
И Он сотворил вино из воды в Кане на свадьбе * [* См.: Ин.2:1-10; Диатес., гл. 5], когда они нуждались в вине.
93
И удовлетворил пять сотен мужчин, не считая женщин и детей, пятью ячменными хлебами * [* См.: Мф.14:17-21 и параллельные места; Диатес., гл. 18. О пяти ячменных хлебах упоминают Ин. и Диатес. В евангельских текстах, в отличие от нашего, речь идет о пяти тысячах человек].
94
И они ели, и осталось еще.
95
И они унесли и взяли для домов своих, сколько смогли.
96
И еще другой раз Он удовольствовал сотни в пустыне * [* См.: Мф.15:32-38 и параллельные места; Диатес., гл. 23. В евангельских текстах — четыре тысячи человек].
97
После Он исцелил хромых и недужных и открыл (глаза) слепым, и (некоторые) из них существуют и доныне.
98
И Он сделал слышащими глухих, и очистил прокаженных * [* В евангельских текстах содержатся многочисленные упоминания об исцелении больных (Мф.8:2-3; Мф.12:10, 22; Мф.14:14 и параллельные места). В Диатес. в качестве наиболее характерного приводится Мф.15:30-32 (гл. 23)], и пробудил дочь Иориша, главы синагоги, после того как она умерла * [* См.: Мф.9:18 и параллельные места: Диатес., гл. 12].
99
И вот существует она и отец ее в Десятиградье * [* Десятиградье (Мф.4:25; Мк.5:20; 7:31; Диатес., гл. 12) — большая территория, расположенная к юго-востоку от Галилейского моря, в основном к востоку от реки Иордан. Союз десяти городов здесь сформировался к 62 г. до н. э. На этой территории преобладало греческое население, и сама область находилась непосредственно под властью римского наместника провинции Сирия. Десять названий городов перечислены Плинием (Hist. nat. V. 18. 74): Скифополь, Пелла,Дион, Гераса, Филадельфия, Гадара, Рафана, Канафа, Гиппос и Дамаск].
100
И если захочешь ты пойти (туда), от нее узнаешь ты.
101
И сына вдовы, строившего город, когда пошли они, чтобы похоронить * [* См.: Лк.7:11-16; Диатес., гл. 11], и Элеэзера, после того как положили его во гроб (тому) четыре дня * [* См.: Ин.11; Диатес., гл. 38].
102
Сии же многие (истории) есть у тебя (возможность) услышать, если ты дашь мне ухо твое и уверуешь, и станешь Его рабом, Секунд.
103
После же тридцати двух лет, после того как начался тридцать третий, возненавидел Его народ иудейский и отвратился от добрых дел Его, как отвергли они Отца Его и сделали себе тельца в Хориве.
104
И они предали Его Пилату игемону * [* См.: Мф.27:2 и параллельные места; Диатес., гл. 49], и бичевали Его, и сняли с Него одежды Его, и насмехались над Ним, и плевали в лице Его, и сплели Ему венец терновый, и возложили Ему на главу Его, и распяли Его на древе, и дали Ему уксус и желчь, дабы пил.
105
И пробили Ему копьем бок Его.
106
Он же воскликнул гласом великим на кресте и испустил дух Свой.
107
Тогда же исполнилось пророчество пророков, и померкло солнце от шести часов до девяти часов, и была тьма по всей земле в пятницу, и разодралась завеса врат храма, и раскололись колеса (жерновов) и камни, что закрывают входы в гробницы, окрестные Иерусалима, и вышли мертвые, и пошли к городу, стеная голосами своими.
108
И они пришли и поклонились Ему, повешенному на древе, и многие из них восстали.
109
И они сняли Его с древа, и муж некий, исполненный истины, Иосиф-советник, завернул Его в кусок полотна и положил Его в гробницу * [* См.: Мф.27 и параллельные места; Диатес., гл. 51—52].
110
И в день третий восстал из дома мертвых, и мы увидели Его, и Он говорил с нами.
111
И мы ели с Ним хлеб.
112
И осязали мы, и уверовали мы, и утверждаем мы, что был Он Слово, которое стало плотью и жило среди нас * [* Ср.: Ин.1:14 — «И слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины»; Диатес., гл. 3].
113
И Он вознесся на небо и воссел одесную Отца Своего.
114
И дал Он нам власть даровать жизнь и блага всякому, кто уверует во имя Его.
115
И Он сказал нам: «Идите, учите и крестите их, все народы, во имя Отца, и Сына, и Духа Святого.
116
Всякий, кто уверует и крестится, будет спасен».
117
И ныне убедился я в тебе, Секунд, уверился в тебе за эти дни, что не богохульник ты, но исполнен блага и любишь странников.
118
Прими же то, что я рассказал пред тобою, не считай меня обманщиком, но, если хочешь ты, пойдем со мною в область Галилейскую, и я покажу тебе (тех) из умерших, и из слепых, и из горбатых, и из параличных еще, и из прокаженных, которых Он очистил, и излечил, и оживил, чтобы воскресли они.
119
Но если не захочешь ты идти и уверуешь ты, будешь больше ты, чем я, который видел Его * [* Ин.20:29 и 1 Петр.1:8 — «Блаженны не видевшие и уверовавшие»] и был с Ним, ибо уверуешь ты в Него, что Бог — Он, который сотворил все, и Он обратит тебя, сделает тебя светлым, и очистит от зловония нечистых жертв.
120
Да, брат мой, будь успокоен мною, и да будет же благословенно житье твое, а также будешь ты признан пред Ним в мире новом».
121
Секунд же, банщик, сидел и удивлялся и восхищался тем, что от Иоханнана услышал.
122
И начал он говорить ему: «Удивительно то, что рассказал ты мне, и с чудом великим граничит.
123
Ибо, даже если Он не был Богом и не с небес спустился, следует уверовать (в него) и назвать Богом, ибо вышел из чрева и не осквернил девства, когда вышел, и сожаление великое, если Он — человек, а не Бог, Тот, который воскрешает мертвых, и Творец Он, который сотворил из воды вино, и Тот, (кто) властен над основой нашей, и из-за этого Он открыл (глаза), и исцелил, и очистил.
124
Вот такого и надо называть Богом, а не ту, которой более или менее вот шестьдесят лет моих приносил я молитвы и возлияния, и не открыла она глаза сыну моему, который ослеп» * [* Этот отрывок имеется только в Парижской рукописи].
125
И когда увидел Иоханнан, и услышал от него это, и узнал, что есть в нем вера спасительная, ответил и сказал ему, Секунду-банщику: «Позови ко мне сына твоего сюда».
126
И когда он пришел, сын его, встал пред ним. лся, и запечатлел глаза его во имя Господа нашего Иисуса Христа, и исцелил их.
127
И когда увидел отец юноши, что случилось, и исцелились глаза его, сына его, стал (открыто) исповедовать и прославлять Бога, говоря: «Ныне то знаю я, нет (другого) Бога, но лишь один Тот, который без тебя был закрыт для нас * [* Этот отрывок имеется только в Парижской рукописи].
128
Ныне же, сын мой Иоханнан, сохрани тайну сию, о которой беседовали мы, и еще не открывай до времени, когда пожелает Господь открыть ее.
129
Особенно же потому, что ты — чужестранец, дабы не прослышали о тебе, что не Артемиде поклоняешься ты, и не сожгли тебя.
130
Ныне же я согласился, и уверовал, и утвердился, и постиг все то, что рассказал ты мне.
131
Убедил же меня ты, и я возлагаю на тебя управление сей баней, и да будут глаза твои на слугах, и будь властен ты над входом и над всем выходом» * [* В древнееврейском языке Ветхого Завета и близких к нему текстов широко распространен фразеологический оборот с глаголами «выходить—входить», который имеет значение «действовать, управлять, распоряжаться»].
132
Он же, Иоханнан, сказал ему: «Не подобает мне есть, не работая».
133
Секунд же, банщик, сказал ему: «Тяжелее труд твой, сын мой, чем у того, кто работает».
134
Затем убедил его, святого, и поручил ему принять управление баней, и давал плату утро за утром
135
Секунд же удивлялся себе, он и домочадцы его, как возросло (число) приходящих в баню в эти дни.
136
Так (было) двадцать два дня.
137
И очень рано он вставал, и спускался, и беседовал со святым, и вопрошал его: «Как сможешь ты сделать меня единомышленником твоим?»
138
Он же, Иоханнан, сказал ему: «Для того Он и открыл глаза сына, чтобы крестился он и домочадцы его».

Добавить сообщение

Поделиться:
Апокрифы
Сатанинская литература
×
Соглашаюсь с комментариями к данной книге
×
Спасибо, ваше согласие отправлено
×
Верите ли вы, признаете и исповедуете Иисуса Христа
пришедшего в человеческом теле (плоти)?
верю, признаю и исповедую     
Выберете один или несколько стихов которые хотите прокомментировать, потом прокрутите страницу вниз к форме комментария ×
istoriya-iohannana-apostola-syna-zevedeeva/2