1
Версия для печати

История Иоханнана апостола, сына Зеведеева, Глава 1

Главы

1
2
3
4
5

История Иоханнана апостола, сына Зеведеева

1
Еще история Иоханнана апостола, сына Зеведеева, того, который пал на грудь Его, Господа нашего Иисуса, на вечере и сказал: «Господь мой, кто предаст?» * [* Ср. Ин.13:25 — «Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: «Господи! Кто это?»].
2
Написана сия история об Иоханнане евангелисте Евсевием Кесарийским после вознесения Его, Господа нашего, на небо * [* Текст по р-си Брит, музея не содержит в заглавии упоминания об авторстве Евсевия Кесарийского: «История святого и возлюбленного господина моего Иоханнана евангелиста, который говорил, и учил, и крестил с помощью Господа нашего Иисуса Христа в Эфесе граде»].
3
После вознесения Его, Господа нашего Иисуса Христа, на небо, когда завершились дни Пятидесятницы, и достиг Утешитель Вышнего, и преисполнились апостолы все Его Духа Святого, и заговорил языком своим каждый из них * [* Деян.2:1-4 — «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»].
4
Затем, после дней тех, воля (была) каждому из них, когда преисполнились они Духа Святого, дабы вышли они и (стали) проповедовать и благовествовать истину Его, единственного Слова Божия, да услышали бы величие веры все те народы, что под небом.
5
После того, как закончил Симон Кифа слова свои * [* В сирийской традиции апостол Петр обычно называется своим первоначальным именем Симон, к которому присоединяется его прозвание Кифа (камень, скала). Автор имеет в виду речь апостола Петра перед собранием учеников во время выборов нового апостола в число двенадцати вместо запятнавшего себя предательством Иуды Искариота (Деян.1:15-22)], сказали все они друг другу: «Ныне, когда исполнил Господь наш Иисус все то, что должно роду нашему слабому человеческому, должно нам также привести в исполнение все то, что Он приказал нам.
6
Он сказал же нам, когда возносился на небеса, благословляя нас: «Идите, учите и крестите все народы во имя Отца, и Сына, и Духа Святого.
7
Всякий, кто уверует и крестится, будет спасен» * [* Ср.: Мф.28:19 — «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»; Мк.16:16 — «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Близкое сочетание этих евангельских стихов есть в 55ой гл. Диатессарона].
8
Такождо и мы, братья мои, должно нам поработать и потрудиться по всему миру сему, и проповедовать в странах, и благовествовать, и учить всех тех, кто (пребывает) в поклонении идолам и в возлияниях демонам, пред образами коленопреклоняются и припадают, поклоняются бесам лживым, сынам Левого * [* Антитеза «правое—левое», противопоставляющая хорошее плохому, типична для христианской литературы. Ср., например, евангельское пророчество Иисуса Христа о Страшном Суде (Мф. 25:31—46). «Левый» — одно из названий Сатаны, Дьявола, а «сыны Левого» — представители антихристианского мира].
9
И Он предлагает нам работу, и воссияет свет в увещевании, который ослепит Дьявола.
10
И да будет попран отец лжи ногами всех нас».
11
Когда же те слова были сказаны посреди собрания благословенного апостольства, отделились они друг от друга телесно, но преисполнился каждый из них Духа Святого, того, который от Отца снизошел и пришел к ним, как обетовал им Сын возлюбленный.
12
Отправился же каждый из них в предел и страну, которая передана была ему благодатью.
13
И было же, когда вышел сей святой девственник Иоханнан, сын Зеведея, сопровождала его благодать Духа Святого, дабы привести его в предел эфесян, где верховенство и власть идольства восторжествовали.
14
И когда снарядился и вышел из Иерусалима, направился, дабы идти к Эфесу.
15
И в день третий после того, как он вышел, чтобы отправиться в путь, он взял крест деревянный и установил его по направлению востока.
16
И коленопреклонился, и помолился, и сказал.
17
Молитва святого апостола: «Господь мой Иисус, ныне, когда исполнилось обетование Твое и от полноты Твоей мы, все мы, получили, дай тот венец, который (для) учеников Твоих, дабы всюду, Господь мой, они проповедовали рождество Твое от Девы, пребывание Твое среди людей, и муку Твою крестную, и смерть Твою, и положение Твое во гроб, и воскресение Твое в третий день, и вознесение к Пославшему Тебя на небо.
18
Да укрепится род слабый человеческий, тот, которого в младенчестве обманул Дьявол, и полонил, и привел их (к тому), чтобы они служили идолам, и жертвовали демонам, и поклонялись камням бесчувственным.
19
Да, Господь мой, услышь меня и ответь мне.
20
Пусть стенают демоны и легионы * [* Слово «легион» неоднократно упоминается в Новом Завете в своем терминологическом значении: подразделение Римской армии, численность которого в различные периоды была разной, достигая шести тысяч. Но также в качестве имени собственного это слово употребляется для наименования нечистого духа, вселившегося в бесноватого из Гадаринской страны (Мк.5:9; Лк.8:30). По-сирийски слово «легион» женского рода, поэтому далее в тексте будет упомянута «сестра Легион»] Сатаны всякий раз, когда один из нас благовествование Твое проповедует.
21
И да обогатится все собрание апостольства от гласа хвалебного Тебе, что гремит во всяком месте и стороне.
22
Да задрожат бесы от голосов, что гремят внутри храмов Твоих.
23
И поминается храм Твой, тот, который купил Ты кровью Твоей честной, той, которую дал Отец Твой, дабы ею была искуплена вся тварь.
24
Ты Тот, Господь мой, свет, который от света, и он восходит, дабы украсить Тебя любовью Его, Отца Твоего.
25
Ты ходил по земле и смирял величие Твое, дабы поднять нас из унижения, в которое вверг нас человекоубийца завистью своей.
26
И Ты (сказал), как слышали мы ушами нашими плотскими: «Я и Отец — одно мы» и «Кто Меня видел, видел Отца» * [* Ср.: Ин.14:11 — «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне»; Ин.10:30 — «Я и Отец — одно»; Ин.14:9 — «Видевший Меня видел Отца». Такое сочетание евангельских стихов обнаруживается в «Комментарии на Диатессарон» Ефрема Сирина, сирийского писателя IV в].
27
И в сей, Господь мой, уверенности просит Тебя младость моя, дабы Ты услышал молитву мою.
28
Также и я, ибо уверен я в том, что получу Дух Святости вместе с товарищами моими.
29
И от него вот приобрету и преисполнюсь.
30
И все, что попрошу я у Отца Твоего именем Твоим, Он даст мне * [* См.: Ин.15:16 — «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам»; Диатес., гл. 46].
31
И что не преодолеет каждый из тех, кто верует в Тебя!
32
* [* См.: Мк.9:23 — «И сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему»; Диатес., гл. 24] И все, что попросят они, они получат от Тебя * [* Ср.: Мф.7:7 — «Просите, и дано будет вам»; Мф.21:22 — «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите»; Диатес., гл. 33].
33
Да, Господь мой, дай мне пребывать в благовествовании Твоем и процвесть во всякой истине, ибо истину говорю я: Ты — тот, который от начала Слово, от Отца изошедшее * [* Ср. знаменитый пролог Евангелия от Иоанна. Им же открывается Диатессарон (гл. 1)].
34
И также явился миру в теле, что сынов Адама, от Девы святой Марии, которая сохранилась в девстве своем.
35
И не было времени, когда был Отец без Тебя или Ты — без Отца Твоего.
36
И Ты пред нами положил устои земли, и низвело Тебя милосердие Твое.
37
И Ты вошел в ухо Девы и пребывал в ней девять месяцев * [* Такая символическая картина, представляющая воплощение Иисуса Христа как проникновение Слова в ухо Девы Марии, имеет свое происхождение в сирийской литературе. Она основывается на главной мысли пролога Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотью и обитало с нами» (1:14). Известно, что данный стих в Евангелии, говорящий о пришествии Христа-Логоса в мир через воплощение, привлекал внимание как отцов церкви, так и новейших богословов. Не вдаваясь в подробности этих многочисленных толкований, отметим только два момента. 1. Под Логосом можно понимать представление о вечности Сына Божия, представление об отдельном от Отца Его личностном начале, с одной стороны, и единосущий с Отцом, с другой стороны, и представление о происхождении Его от Отца. 2. Логос может обозначать и слово произнесенное, т. е. Слово через Сына Божия открывает земному миру Отца. В таком случае оно есть Откровение Отца, посланное в мир. Эта последняя интерпретация Слова как произнесенного, доступного для восприятия через сочетание звуков голоса, вероятно, и дала толчок к возникновению столь своеобразной картины воплощения. Этот литературный образ характерен прежде всего для поэзии Ефрема Сирина, мы встречаем его в гимнах на Рождество, в поэтических циклах о Деве Марии, об елее и церкви. Он был использован также сирийским поэтом Исааком Антиохийским (V в.). Благодаря переводам Ефрема Сирина на греческий и славянские языки, этот образ стал популярен в древнерусской старообрядческой литературе и живописи], и вышел из нее, и был в миру в уничижении и умалении.
38
И избрал нас из мира, дабы ожил мир проповедью нашей.
39
Ныне же, Господь мой, пойду к месту тому, на которое Ты указал мне благодатью Твоей небесной.
40
И да обратятся, и станут учениками, и крестятся во имя Твое святое и во имя Отца, который послал Тебя.
41
И да получат Дух Твой Святой, что от Отца Твоего снизошел и вот поселился в нас.
42
И да низвергнутся еще также кумиры заблуждения, и построятся Тебе в городе священнические храмы для прославления Тебя.
43
И вместо жертвенников возлияний демонских — алтари для обитаний Твоих.
44
И они с помощью нашей обретут путь и тропу, дабы обратиться к Тебе и возносить Тебе славу во все времена веков.
45
Аминь»И когда кончил святой Иоханнан молитву свою, заговорил с ним Господь наш Иисус Христос и сказал ему: «Мир Мой даю тебе и не оставлю тебя сиротой * [* Ср.: Ин.14:27 — «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам»; Диатес., гл. 46].
46
Вот Я, с вами Я до скончания мира * [* Ср.: Мф.28:20 — «...и се, Я с вами во все дни до окончания века»; Диатес., гл. 55].
47
Не бойся, сын Зеведеев, иди и проповедуй, и не заботься, что скажешь и что произнесешь * [* Ср.: Лк.12:11 — «...не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить»; Диатес., гл. 41].
48
Но когда отвратишь город сей и область сию от заблуждения, также собрание иное учеников, которое трудится для благовествования, готово прийти и увидеть все, что совершаю Я руками твоими.
49
Иди и не медли».

Добавить сообщение

Поделиться:
Апокрифы
Сатанинская литература
×
Соглашаюсь с комментариями к данной книге
×
Спасибо, ваше согласие отправлено
×
Верите ли вы, признаете и исповедуете Иисуса Христа
пришедшего в человеческом теле (плоти)?
верю, признаю и исповедую     
Выберете один или несколько стихов которые хотите прокомментировать, потом прокрутите страницу вниз к форме комментария ×
istoriya-iohannana-apostola-syna-zevedeeva/1