3
Версия для печати

Апокриф пророка Иеремии, Глава 3

Главы

1
2
3
4
5
6
1
Случилось же после этого, что царь Седекия согрешил пред Господом.
2
Он вошел в храм и вынес два столпа мраморных, которые светили в храме Господнем без светильников.
3
Он взял их и поставил в доме Астарты, этого золотого идола.
4
Он вынул таблицы из камней драгоценных, которые в Святая Святых.
5
Он взял их и укрепил в своем триклинии * [*Помещение для трапезы, в котором обычно стол окружается с трех сторон ложами], где он ел, и пил, и забавлялся с наложницами.
6
Он заставил опрокинуть (алтарь золотой и) трапезу золотую * [* Очевидно, пропуск в тексте, так как потом употреблено множественное число («взять их»), ср. «алтарь золотой и трапезу» (3 Царств, 7, 48) «алтарь золотой и трапезы, и на них хлебы предложения» (2 Паралипоменон, 4, 19)], на которой приносят жертву Господу, и взять их в храм Астарты, (а) на них приносили жертву Господу.
7
Он приказал принести оплечье золотое, в котором вопрошают Господа.
8
Он заставил, чтобы переделали его, сделали из него золотой венец и возложили на голову Астарты, той, которой он служит.
9
Он изготовил шесты серебряные, на которых носят Ваала.
10
И он согрешил пред Господом.
11
Он зажег жертвенник пламенный.
12
Он заставил привести к нему беременных женщин.
13
Он рассек их утробы.
14
Он взял их плод.
15
Он заставил принести ему детей, которые (еще) на руках матерей, от двух лет и меньше.
16
Их закалывали перед Ваалом и проливали их кровь на жертвенник * [* Ср. избиение младенцев Иродом «от двух лет и ниже» (Матфей, 2, 16; ср. 2, 18 со ссылкой на Иеремия, 31, 15)].
17
Когда он совершил эти беззакония пред Господом, земля поколебалась и затряслась, Господь прогремел с неба.
18
Ангелы Лика (Божьего) увидели, что Бог разгневан весьма, что Седекия вошел в святилище и унес молитвенные чаши, которые святы * [*Ср. Апокалипсис, 5, 8: «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых»].
19
Пламя зловония проникло в святилище Отца.
20
Отцы народа, Авраам, и Исаак, и Иаков, и Моисей, поверглись тотчас ниц и молили Бога Вседержителя, чтобы Он умилосердился над народом и не погубил его.
21
(И) тотчас милосердие Божье явилось, чтобы не уничтожить их.
22
Слово Божье было к Иеремии, который сидел во дворе темницы, говоря: «Иеремия, Мой избранник!».
23
Сказал Господь ему: «Я клянусь Самим Собой отвратить Мой гнев.
24
Но Я уведу этот народ в страданиях, потому что Я не пренебрегаю Моими пророками и Моими святыми.
25
Если бы твое моление не было подобно стене адамантовой, окружающей их (т. е. народ), Я бы уничтожил их теперь.
26
И если бы твоя молитва не была подобна столпу светлому среди Иерусалима, Я бы разрушил его до основания, как Содом и Гоморру, потому что они посягнули на Мой святой дом, на который возложено Мое имя, и осквернили его, и Мое святилище разрушили.
27
Не хочешь ли ты, чтобы Мой глаз плакал из-за крови детей, которую они пролили демонам, говоря: «Кто хочет грешить, пусть грешит?»
28
Кто спустился в преисподнюю, зная, что осуждение там?
29
А Я щажу этот народ и не гублю его * [*«Щадить» здесь понимается как «воздерживаться от мести», т. е. «воздерживаться от того, чтобы погубить»], потому что ты среди них.
30
Избери же сам одну из трех кар, которые я ниспошлю на них.
31
Ты хочешь, чтобы я послал с неба Мистраила, ангела гнева с его огненным жезлом, чтобы он поразил их и истребил их из среды всех народов, от старца до младенца, и чтобы Я не оставил ни единой души из них?
32
Или же ты хочешь, чтобы Я ниспослал на них голод, чтобы Я велел земле стать железом и небу медью, и чтобы роса не выпадала им, и чтобы их земля не давала плода, и чтобы Я велел их виноградным лозам и их деревьям не давать плода, и чтобы на их полные амбары подул голод, и они опустели, и чтобы Я велел им умирать от голода и жажды вместе с их детьми, и чтобы Я велел им есть друг у друга плоть, пока они не погибнут все на земле?
33
Или ты хочешь, чтобы Я послал Навуходоносора, царя халдеев, чтобы он пришел в Иерусалим, и чтобы Я отдал их в его руки, и чтобы он взял их в свою землю и карал их в течение семидесяти лет?».
34
Когда Иеремия услышал эти слова от Господа, он сильно заплакал, говоря: «Владыка добродетели, Царь всех веков, молю тебя, сжалься над Твоим народом, умилосердись над Твоим наследием.
35
Отпусти им ради Авраама, Твоего возлюбленного, и Исаака, Твоего слуги.
36
Если Ты пошлешь Мистраила, ангела гнева, и он истребит их, где Ты найдешь клятву, которой Ты клялся Аврааму?
37
И еще Ты сказал: «Я сделаю небо железом и медью, и они умрут от голода и жажды».
38
Где Ты найдешь (тогда) завет, который Ты установил с детьми Израиля:
39
«Ваши дети будут предо Мной?»
40
Господи, если я обрел милость, пред Тобой, то лучше для них, чтобы Ты предал их в руки.
41
Навуходоносора, царя халдеев, чтобы он взял их в свою землю и карал их, ибо (и) отец наказывает своих детей».
42
Тотчас же милосердный Бог услышал моление Иеремии.
43
Он призвал Михаила архангела и сказал ему: «Михаил, Мой служитель верный, Мой благовестник почтенный, Я посылаю тебя, чтобы ты отправился в землю халдеев.
44
Скажи Навуходоносору: «Встань со всем войском халдеев и иди к Иерусалиму, займи всю землю Иудеи и захвати в плен народ Израиля.
45
Их юноши пусть делают кирпичи, старцы пусть рубят деревья и достают воду, женщины пусть обрабатывают шерсть, и пусть они сдают свою работу ежедневно, как рабы.
46
Но будь милосерден с ними, потому что это — Мой народ, и Я вручил их тебе, чтобы ты карал их недолгое время; после чего Я сжалюсь над ними ради их отцов и Иеремии, Моего избранника».
47
Когда Бог сказал эти слова Михаилу, тот сошел с неба и пришел ночью к Навуходоносору.
48
Он стал перед ним спящим в постели и ткнул его в правый бок (говоря): «Встань, и я буду говорить с тобой, о Навуходоносор».
49
Навуходоносор вскочил в великом страхе и трепете и уронил золотой полог, который покрывал его.
50
Он взглянул и увидел стоящего Михаила, причем лицо его испускало свет, подобный молнии (букв. «молнии светлые»), огненные копья были в его руках, жемчужный панцирь был на нем, огненный меч был в его деснице, ноги его были подобны халколивану * [* Сплав, состав которого точно не известен, подобный светлой бронзе, ср. например Апокалипсис, 1, 15]. Навуходоносор пал к ногам Михаила.
51
Михаил протянул руку и поднял его (говоря): «Не бойся, Навуходоносор».
52
Сказал Навуходоносор ему: «Горе мне, мой господин.
53
Ты — один из богов Вавилона или, может быть, ты — Бог небесный, Который сотворил все живое?».
54
Сказал: Михаил ему: «Я — не Бог небесный, но я служитель у Него.
55
Я — один из семи архангелов, которые стоят у престола Отца.
56
Вот что Господь сказал: «Встань со всем войском халдеев, иди к Иерусалиму, займи место то в Иудее, захвати их в плен « приведи в землю халдеев.
57
И пусть они будут тебе рабами семьдесят лет.
58
Их юноши пусть делают кирпичи, старцы пусть рубят деревья и достают воду, женщины пусть обрабатывают шерсть, и пусть они сдают свою работу ежедневно, как рабы.
59
(Но) только будь милосерден к ним и справедлив, потому что это Мой народ.
60
Я вручил их тебе, чтобы ты карал их недолгое время, после чего Я сжалюсь над ними ради их отцов».
61
Сказал Навуходоносор ему: «Горе мне, мой господин.
62
Может быть, Господь разгневался на меня из-за моих грехов и послал меня в землю эту.
63
Если так, то погуби меня твоими собственными руками вместе со всем моим народом.
64
Кто Навуходоносор и кто царь Вавилона перед народом Бога?
65
Кто я, чтобы идти к Иерусалиму и воевать с народом праведности?
66
Разве это не тот народ, с которым фараон сражался, и погрузился в пучину, и вода покрыла его?
67
Разве это не тот народ, который господствовал над аморреями и поразил семь правителей перед собой?
68
Кто я, чтобы победить народ праведный?
69
Подлинно же я слышал, что если идут воевать с ними, то они даже не берут с собой ни мечей, ни доспехов, ни какого-либо вооружения, но простирают свои руки, и Михаил сражается за них».
70
Сказал Михаил ему: «Хорошо, о Навуходоносор, что ты боишься Бога.
71
Народы, которые грешат против Бога, Он предает в руки их врагов, и они карают их.
72
Теперь же народ тот согрешил.
73
Встань и господствуй над ними, пока они не познают Бога, Который их сотворил».
74
Когда Михаил архангел сказал ему эти слова, он протянул свою руку, коснулся сердца царя и воспламенил его гневом против (этого) народа, Михаил поднялся на небеса, в то время как царь в страхе смотрел вслед ему.
75
Когда же настало утро, он вышел из своего покоя, пошел и разбудил Хелхиану, свою жену.
76
Он сказал ей все, что Михаил сказал ему.
77
Хелхиана же, его жена, когда услышала эти слова, горько заплакала, говоря: «Горе мне, мой господин-брат!
78
О, если бы дорогу, по которой ты пойдешь, я могла бы повернуть вспять, чтобы снова увидеть тебя! * [* Букв. «если бы я вернулась/повернула себя». По-видимому, текст искажен, и вместо местоименного суффикса 1-го лица должен стоять суффикс 3-го лица женского рода: «если бы я повернула ее (т. е. дорогу)»]
79
Не было царя, который воевал бы с этим народом и Остался невредимым.
80
Разве ты не знаешь, что этот народ близок Богу?
81
Все, что он просит у Бога, Он дает им».
82
Сказал Навуходоносор: «Это их Бог посылает меня».
83
Сказала его жена ему: «Если их Бог посылает тебя, возьми себе овцу, поставь ее на дорогу, которая ведет к Иерусалиму и земле халдеев, сойди со своей колесницы, протяни свой золотой жезл, который в твоей руке, и возложи его (конец) на голову овцы.
84
Если овца направится к Иудее, иди с нею, потому что (это значит, что) Господь предал (этот) народ в руки твои.
85
Если овца обратится в сторону Вавилона, нашего города, иди с ней, иначе, если ты пойдешь (в Иудею), будь твои силы многочисленны, как песок морской, ни единая душа не возвратится обратно».
86
Когда сказала Хелхиана эти слова, ее речь понравилась царю.
87
Он приказал, чтобы привели к нему Кира и Амелсара, военачальников его войска.
88
Они пришли и предстали перед царем.
89
Сказал царь им: «Я видел великие чудеса этой ночью через ангела Божьего».
90
Он стал рассказывать им все происшедшее.
91
Сказали Кир и Амелсар: «Царь, живи вечно!
92
Спроси и узнай, народ тот согрешил или нет.
93
Если народ евреев принес жертву другим, чуждым богам, а не Богу их отцов, то Бог разгневается на них.
94
Теперь же, о царь, встань и пошли служителя в Иерусалим к Седекии, царю Израиля, и пошли ему дары со словами мира.
95
Если мы узнаем, что они не служат другим богам, кроме Бога небесного, и пророки Бога пророчествуют им, и кивот Господа ведет их, как мы слышали о нем, что он поразил царей амореев, если да, то не заставляй нас идти воевать с ними, а то Бог разгневается на нас и ниспошлет пламя «с неба, чтобы оно пожрало нас».
96
Эти слова понравились царю.
97
Он послал консула с тремя десятками тысяч воинов и написал письмо Седекии.
98
Он взял для него золото и ладан Персии.
99
Консул отправился с войском солдат, пока не пришел к Иерусалиму.
100
Он направил свой путь в город и спросил о дворце царя Седекии.
101
И царь выехал ему .навстречу на золотой колеснице, и Ваал, и Астарта, золотой идол, (были) перед ним, и невежественные женщины плясали перед его идолами.
102
Консул подошел к Седекии и поклонился ему.
103
Он дал ему послание своего господина и дары.
104
Седекия взял золото, которое ему доставили, и изготовил из него венец, на голову Астарты, а ладан он воскурил перед Ваалом.
105
Он написал в ответ такое послание: «Седекия пишет Навуходоносору, говоря: великий мир между мной и тобой, потому что твой народ — мой народ, и твои боги, которым ты поклоняешься, я поклоняюсь им тоже».
106
Он запечатал послание, дал его консулу, и дары, и роскошные одеяния, и драгоценные камни.
107
Когда услышали эти слова ложные пророки, они сказали царю Седекии: «Где теперь слова, которые Иеремия сказал, говоря: «Царь халдеев грядет на эту землю и погубит ее?».
108
Спустя несколько дней пришел посол Навуходоносора в Вавилон и дал послание царю.
109
Навуходоносор же, когда читал послание, дошел до этого места: «Мои боги — твои боги».
110
Он зарычал, как лев, и вскричал великим голосом, говоря: «Соберите мне все войско халдеев!».
111
Стратилаты войска Навуходоносора собрали многочисленных воинов.
112
Навуходоносор вышел из Вавилона в тот день со всем войском халдеев: семьдесят и семь десятков тысяч пехотинцев, с обнаженными мечами в руках» семь десятков тысяч закованных в броню, семь десятков тысяч одетых в железные панцири, сидящих на конях, семь десятков, тысяч колесниц по Двенадцать могучих воинов на (каждой) колеснице, шестьдесят десятков тысяч гоплитов справа и слева от них.
113
(Вместе) они составили двенадцать сотен десятков тысяч и семнадцать числом * [*В переводе по возможности отражена коптская манера выражать числительные (в крупных числах счет обычно ведется на десятки тысяч). В рукописи итог ошибочен (следствие неправильно понятых чисел в греческом? ): сумма вышеприведенных чисел составляет 2350000, но не 12000017.. Однако именно к последней цифре приближается позднейший подсчет, см. прим. 22.]. И он прибыл на военную дорогу к границе Иерусалима (т. е. Иудеи, страна названа по столице) и Вавилона * [* Букв. «на дорогу вооружения, а именно место разделения («разделительное») Иерусалима и Панонии». «Панония» — искаженное «Вавилония», «Вавилон»].
114
Сошел с колесницы Навуходоносор, потребовал принести ему печень козлиную, стал, воткнул свой золотой жезл в землю, положил козлиную печень слева от него, положил свою порфиру справа от него, снял венец со своей головы, обратил лицо на восток и сказал: «(О) Бог, Которого я не ведаю, Бог евреев, тех, которых зовут Авраам, и Исаак, и Иаков, Тот, имя Которого я не достоин произнести своими устами, потому что мои губы нечисты.
115
Я боюсь, что Ты не предашь Твоего народа любимого в мои руки.
116
Я боюсь, мой Господь, сражаться с Твоим народом.
117
Может быть, мои грехи и грехи моего народа возросли перед Тобой, подобно фараону, царю Египта, который воевал с Твоим народом и погиб вместе со всем своим войском.
118
Если да, о мой Господь, наложи руку Твою на меня в моей земле и погуби меня и мою землю.
119
Если же Ты посылаешь меня, пусть тень моего посоха обратится к моей порфире».
120
Тотчас же солнце повернулось, и тень его посоха обратилась к его порфире.
121
Царь взял свою порфиру, положил ее слева от него (т. е. от посоха/жезла), положил печень козлиную справа от него и сказал: «Мой Господь, утверди еще мое сердце.
122
Если это так, пусть тень снова обратится к моей порфире».
123
И тотчас тень повернулась и легла на его порфиру.
124
И сердце царя уверилось, что Бог предает (этот) народ в его руки.
125
После этого Бог вспомнил об Авдемелехе эфиопе ради добрых дел, которые он сделал Иеремии (букв. «с Иеремией») пророку.
126
Он не допустил его попасть в плен с детьми Израиля.
127
Встал Авдемелех по своему обыкновению, чтобы пойти в сад Агриппы и набрать плодов из тех, что созрели для снятия.
128
Он же шел, подходя к городу.
129
Бог сделал по слову пророка: «Да не увидишь ты разрушения Иерусалима».
130
Он подошел к месту прохлаждения, причем было время пять часов дня * [*Двенадцать ночных часов считались с момента заката, а после них шли двенадцать дневных часов. Следовательно, 5 часов дня — это, примерно, 11 часов утра], посмотрел на небо и сказал: «Еще рано, и еще не настало время моему господину завтракать, и не настало мне время посетить моего отца Иеремию в темнице.
131
Я войду в это место, поскольку оно прохладно и тенисто, расслаблюсь и передохну немного».
132
Авдемелех поставил корзину со смоквами, и виноградом, и всеми плодами, которые он нес из сада Агриппы, обернул их листьями, лег и расслабился.
133
Земля покоила его, выступ скалы прикрыл как укрытие, роса питала его, воздух лелеял, он не алкал, не жаждал, холод не беспокоил его зимой, а жар — летом, пока не был разрушен Иерусалим и не стал населенным вновь, причем сила Господня защищала его (т. е. Авдемелеха).
134
Навуходоносор, вспомнив слово своей жены, велел привести ему овцу и поставил ее на дороге.
135
Он коснулся своим посохом ее головы.
136
Овца повернула голову свою к Иерусалиму.
137
Спустя месяц Навуходоносор пришел в пределы Израиля и занял ту землю.
138
Халдеи же хлопали в ладоши, говоря: «Будем сражаться с евреями и поделим награбленное у них!»
139
Все народы гневались на Израиль, потому что слышали об их славе, что никакой народ не одолеет их.
140
Навуходоносор вошел в землю Иудеи и стал господином над ней.
141
Юноши пали перед ним.
142
Израиль был бессильным, как женщина в родовых муках.
143
Царь велел заковать евреев Израиля, и они были приведены к нему скованными.
144
Тем, что (были) на крыше, не дали им сойти.
145
Тем, что (были) в поле, не дали им войти в город * [*Ср. Матфей, 24, 17—18; Марк, 13, 15].
146
Но заковали в железо каждого так, как их нашли.
147
Царь Навуходоносор приказал, чтобы собрали народ евреев и сосчитали их.
148
Оказалось сто восемьдесят десятков тысяч людей.
149
Сосчитали также халдеев, которые пришли с Навуходоносором царем.
150
Их оказалось по семь воинов на каждого еврея * [* Таким образом получается цифра 12600000, ненамного отличающаяся от прежней суммы (12000017)].
151
Навуходоносор установил свой престол во вратах Иерусалима.

Добавить сообщение

Поделиться:
Апокрифы
Сатанинская литература
×
Соглашаюсь с комментариями к данной книге
×
Спасибо, ваше согласие отправлено
×
Верите ли вы, признаете и исповедуете Иисуса Христа
пришедшего в человеческом теле (плоти)?
верю, признаю и исповедую     
Выберете один или несколько стихов которые хотите прокомментировать, потом прокрутите страницу вниз к форме комментария ×
apokrif-proroka-ieremii/3